mamlas: (СССР)
[personal profile] mamlas

Опыт СССР по военной перестройке экономики был востребован нашими союзниками

Советское государство продемонстрировало высочайший уровень эффективности, отмечали ведущие зарубежные политики. Это признавали даже наши враги.



Эвакуация заводского оборудования в восточные районы страны. 1941 г.

«Уже в июле 1941-го началась массовая переброска предприятий из прифронтовой зоны в другие регионы страны. Организованная чётко и слаженно. Это позволило наладить работу эвакуированных предприятий уже осенью1941 г. История до этого еще не знала примеров организации, в сущности, новой экономики под руководством государства в считанные месяцы. Экономический опыт СССР 1941-1942 годов был использован в ряде стран, подвергшихся германской и японской агрессии». Такое мнение высказал в своих дневниках Гарри Гопкинс, помощник и советник президента США с 1940-го по 1945-й, побывавший в Москве в конце июля –начале августа 1941 года.
Как отмечали многие иностранные представители и специалисты, советское государство продемонстрировало оперативность и компетентность не только в передислокации промышленных мощностей в отдаленные от фронта регионы, но и в быстром восстановлении работоспособности этих предприятий.

 Серийное производство дизелей В–2 началось через 35 дней после прибытия в Челябинск первого из 26 эшелонов Харьковского завода № 75. В декабре 1941 года двигатели собирали уже из деталей уральского изготовления, а полностью моторное производство было развёрнуто к концу I квартала 1942 г. 
В самом деле: уже в декабре 1941 года эвакуированные на Восток заводы производили ежемесячно почти треть своей довоенной продукции, а к июню 1942-го – минимум половину. Вдобавок развивались промышленные, транспортные и энергетические мощности в регионах передислокации – Закавказья, Средней Азии, Волго-Вятском районе, Зауралье. Это было в определенной степени связано и с растущими поставками оборудования и материалов из союзных нам Великобритании, США, Канады, Австралии, ЮАР.

По оценке Брайана Скабро, спецпредставителя Британского Содружества Наций в нашей стране в годы Великой Отечественной войны, «государство в СССР оказалось настолько эффективным, что смогло в кратчайший срок разработать принципиально новые схемы снабжения передислоцированных предприятий, решить вопросы их кадрового и технического обеспечения, быстро ввести новые графики движения грузовых и пассажирских поездов, неукоснительно соблюдавшиеся. Причём в годы войны тоже велось промышленное и транспортное строительство. Возможно, пришлось бы прибегнуть к помощи советских специалистов по вопросам экономической эвакуации, если бы Германия вторглась в Соединённое Королевство».

Примечательно, что в СССР в военный период периодически повышались закупочные цены на товары промысловой кооперации и единоличных хозяйств. Что, в свою очередь, более чем вдвое увеличило поставки сырья и готовой продукции (в основном продовольственной, кожевенной, текстильной, табачной) из этого сектора экономики в армию и тыловые регионы. К примеру, эти поставки из Закавказского региона за 1942–1946 годы возросли почти вчетверо.

Такого рода факторы – естественно, с сожалением, – отмечала германская разведка. Альфред Розенберг, глава рейхскомиссариата по Восточным территориям, в письме высшему руководству в октябре 1941 года был вынужден признать, что «неожиданное для нас и вместе с тем высокоорганизованное перемещение советских заводов на Восток не позволяет воспользоваться нашими военными успехами первых месяцев. Обширные советские пространства вскоре могут свести на нет наши преимущества в вооружении и в общей экономической стабильности…».

Мобилизационный характер советской экономики формировался с 30-х годов, ибо СССР мог в любой момент стать мишенью захватчиков. Известны, например, планы агрессии Великобритании, Франции и Турции против СССР в 1940 году, аналогичные намерения Японии в конце 30-х, угроза советско-германской войны из-за Чехословакии в 1938-м. Поэтому большинство советских отраслей и предприятий создавались с расчетом на перемещение в другие регионы, быстрый переход на выпуск военной продукции и/или оперативную кооперацию с оборонными заводами. Что и было осуществлено в Великую Отечественную.


Быстро проходил монтаж эвакуированных предприятий авиационной промышленности. Показателен пример предприятий г. Куйбышева, где завод №18 стал выпускать самолёты на 14-е сутки после прибытия.
Более того, в республиках Средней Азии и Закавказья, в Заволжье, Зауралье, Коми, Башкирии и Татарии, Калмыкии во второй половине 1930-х годов были зарезервированы территории и коммуникации, во-первых, для передислокации туда заводов из европейского региона страны (в том числе из Мурманской области, Карелии и с Северного Кавказа). А во-вторых – для создания там местных оборонных производств. В военное время эти возможности были востребованы.

Упомянутые решения и мероприятия позволили СССР не только сократить, а и устранить затем – к середине 1944-го – экономический разрыв между СССР и фашистским блоком. Более того – продолжать поставки оборонной продукции Китаю, воевавшему с Японией фактически с 1931 года, и Монголии, согласно договорам с этими странами о сотрудничестве и взаимопомощи, подписанным, соответственно, в 1937 и 1936 годах.

Советский опыт эвакуации промышленности и населения с оккупированных территорий и быстрого налаживания работы в регионах, свободных от агрессоров, был использован в Китае, Великобритании и странах Содружества английской короны, в зарубежных владениях Франции, Нидерландов.

Первая промышленная эвакуация, схожая с советской, по крайней мере, по географическим масштабам, была в Китае в 1931 и 1937-1939 годах – в связи с японской агрессией. А СССР помогал ему в эвакуационных мероприятиях, направляя для этого специалистов и дополнительные объёмы транспорта, строительной техники, рельсов, топлива. Причём некоторые китайские предприятия из прифронтовой полосы были временно перемещены в те годы на юг и юго-запад Монголии. Впоследствии этот опыт учитывался при аналогичной ситуации в СССР (подробнее – «The Economy of Resistance», Taipei (Taiwan), 1951; А. В. Меликсетов, «Социально-экономическая политика Гоминьдана (1927-1949)», М., «Наука», 1977).

Примечательны высказывания руководителей и представителей стран-союзниц СССР о советской эвакуационной и общеэкономической политике.

Сборка артиллерийских орудий на Урале во время Великой Отечественной войны.
Ван Клеффенс, премьер-министр Нидерландов в 1940-х годах:

«СССР показал в годы войны свои беспрецедентные возможности по обустройству экономики. Прежде всего, проявился успешный механизм государственного управления в огромной стране в чрезвычайной ситуации. Всего лишь за 25 лет удалось создать дееспособную систему государственного политического и экономического управления, адаптированную и к условиям новой России, и к условиям войны. При эвакуации предприятий из Голландской Индии в 1942 году (почти вся она была тогда оккупирована Японией – А.Ч.) использовался опыт СССР».

Маккензи Кинг, премьер-министр Канады в 1940-х годах:

«Государство очень эффективно использовало географические преимущества СССР при военной перестройке экономики. За какие-то 20 лет были подготовлены профессиональные кадры, управленческие, экономические и технические, для оперативного решения этих вопросов. В ходе промышленной эвакуации, кроме того, резко сократились диспропорции в экономическом развитии многих регионов этой страны».

Генерал Шарль де Голль, руководитель Французского Сопротивления:

«Опыт воссоздания советской индустриальной базы и ее перебазирования в военный период уникален. Он был использован в экономическом развитии Французской Империи (так именовались колонии, протектораты и непосредственно зарубежные территории Франции – А.Ч.). Государство в СССР оказалось способным быстро и эффективно реагировать на потерю значительной части территории и экономики из-за внешней агрессии. Это доказал, в частности, советский тыл в 1941-1945 годах».

Хайле Селассие, император Эфиопии (в 1932-1974 годах):

«Эфиопия не имела развитой промышленности в предвоенные и военные годы. Но экономические успехи СССР в военный период, включая перебазирование промышленности, строительство железных дорог и объектов энергетики в тыловых районах, может пригодиться нашей стране в случае внешней агрессии против нее».

Энтони Иден, вице-премьер, министр иностранных дел Великобритании (в военный период):

«Советскому руководству удалось в кратчайший срок воссоздать эвакуированную промышленность в других регионах и наладить надёжные транспортные связи тыла с фронтом. Сочетая жёсткие методы военного времени и экономический прагматизм, в CCCР в рекордно короткий срок был восстановлен и даже увеличен экономический потенциал, который позволил выдержать германскую мощь, а затем превзойти ее. Этот опыт мы учитывали при перемещении некоторых британских отраслей в Канаду, и многих промышленных предприятий из Британской Юго-Восточной Азии (нынешние Малайзия, Мьянма, Бруней, Гонконг, Сингапур – А.Ч.) в связи с японской агрессией, – в Индию, Цейлон, Австралию и Новую Зеландию».

Алан Уатт, первый посол Австралии в СССР (в 1940-х – начале 1950-х годов):

«В годы войны СССР успешно осуществил передислокацию очень многих предприятий, затем некоторые из них вернулись в прежние районы. В обоих случаях эти предприятия быстро приспосабливались к новым условиям и столь же быстро налаживали производство. Эта практика, доказавшая высокую эффективность государственного управления страной и её экономикой, не имеет прецедента в мире. И заслуживает изучения. Советский опыт был повторен в тот период, когда японские войска вплотную приблизились к Северной Австралии в 1942 году, и пришлось перемещать ряд местных предприятий и часть населения в другие районы».

Словом, во всей антифашистской коалиции признавали, что экономика нашей страны в военный период продемонстрировала высочайший уровень эффективности и дееспособности. Своего рода эпилогом в этом контексте может служить мнение Ричарда Вулкота, секретаря посольства Австралии в СССР в 1952-1961 годах: «Несмотря на то, что альянс союзников по Второй мировой войне отошёл в прошлое, для людей моего поколения Советский Союз остался союзником, который ценой тяжелейших потерь заставил гитлеровские войска отступить на Восточном фронте и проявил при этом достойную восхищения стойкость. Если бы я был на 30 лет моложе, я бы хотел вновь поработать в посольстве в Москве».
© Алексей Чичкин
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Thursday, 22 May 2025 10:19
Powered by Dreamwidth Studios