Размораживание Кавказа?
Saturday, 7 May 2011 19:00![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
О том, как живут люди на Кавказе, о религии, межнациональных конфликтах, безработице, проблемах коррупции и клановости «Росбалту» рассказал кандидат исторических наук, главный редактор кабардино-балкарской газеты «Республика» Тимур Кармов.
- Тимур, как бы вы назвали то, что происходит на Кавказе?
- На мой взгляд, сейчас начался процесс размораживания всех тех бесчисленных конфликтов, которые копились веками – и во время колонизации Российской империей Кавказа, и, возможно, даже с более ранних времен. В отсутствие сильной официальной власти это зачастую принимает криминальные формы. Официальные структуры — это во многом фикция, прикрытие того, как на самом деле вершится власть. На деле все зависит от родственников, друзей, связей, ресурса. От этого зависят решения по конкретным делам в экономическом секторе, по различным спорам, решения в судах.
- На этот год пяти республикам Кавказа –Дагестану, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чечне — выделено 130 млрд рублей. Эти деньги будут просто распределены властными кланами между собой?
- Выделение денег из бюджета связывается с определенными назначениями в республиканских структурах. Это поощрение готовности местной власти прислушиваться к кадровым указаниям. Внутренние механизмы перераспределения денег, сколько куда уходит, кто кому платит, никто не обсуждает. Это скрыто где-то там глубоко внутри.
- Много пишут о чудовищной безработице на Кавказе. Судя по цифрам, в некоторых республиках 90% населения — без работы. Как эти люди живут, что делают?
- Если взять республики Кавказа, то, кроме чиновников и сотрудников силовых ведомств, все остальные – безработные. Но люди ведь живут. Собирает один сосед окрестных мужчин и предлагает, например, перевезти из Астрахани в Майкоп две машины арбузов. И разных таких мелких дел много, у каждого есть наработанные связи. Из этого и складывается заработок.
Оформлять свою работу какими-то официальными рамками никто не заинтересован. Мне кажется, применять понятия классической рыночной экономики к Кавказу вообще невозможно.
- Вы видите какие-то перспективы в создании на Кавказе туристического кластера?
- Знаете, в «Известиях» картинка была: горы, солдаты с автоматами, забор, колючая проволока, а за забором на клочке пляжа люди загорают… Туристический кластер — идея благая, кто же спорит. Но как ее воплотить в жизнь? Либо надо наводить порядок, контролировать территорию с помощью жестких мер, чего, по-моему, Москва не готова делать, либо со всеми договариваться, чтобы было тихо.
Это возможно, но кто это будет делать? Хлопонин этого не может. Наверное, он хороший менеджер с точки зрения классического капитализма. Но где этот капитализм и где Кавказ? Тут надо оперировать не только выгодой, не только рациональными вещами, не только деньгами, но и другими, сугубо культурными национальными особенностями. А Хлопонин из другой среды, другого времени, и, откровенно говоря, его просто жалко.
Туристический кластер – неплохая идея. Но, мне кажется, это скорее дань – возьмите, делайте там что-нибудь как-нибудь и сидите тихо. Так китайцы платили северным варварам шелками и драгоценностями – чтобы те были не такими злыми.
( Читать дальше ... )