О плохих и хороших людях
Thursday, 2 August 2012 18:59![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Плохие люди
В последнее время в России развелось очень много плохих людей. Это не я их так называю, это они сами себя так называют. Прямо так и говорят: мы плохие, мы очень плохие, мы рабы, мы алкоголики, мы свиньи — ну, и так далее.
Раньше я пытался им возражать: да ладно, какие же вы плохие? Вы хорошие! У вас жены, дети, родители. У вас дом, работа, профессиональные заслуги, хобби. Вам есть где жить, есть что есть, есть куда поехать отдыхать.
Но плохие люди все равно говорят, что они плохие: «Мы совки, мы иваны не помнящие родства, мы друг за друга постоять не можем. Мы нация шариковых, мы даже себя не уважаем, всю нашу элиту большевики истребили и вообще — у нас внутри татарин, надо только поскоблить».
- Ну почему же вы так не хотите быть хорошими?! - продолжал тупить я. - Ведь вы пережили девяностые годы и никого не убили, не ограбили, никуда не уехали. Вы прожили нулевые и никого не разорили, не скурвились, даже почти не потолстели. Вы худо-бедно сохранили свою страну, вы научились жить в глобальном мире, вы создали Яндекс, Abbyy, Вконтакте. Разве этого мало?
- Нет, мы плохие и только плохие, - не сдаются плохие люди. - Нас во всем цивилизованном мире принимают за дикарей — и правильно делают. Если бы не ядерная дубина, нас бы давно по тундре размазали — и так нам и надо. Мы дали миру только кровавого Сталина, пьяного Ельцина и грозного Ивана Грозного. Когда мы исчезнем с лица земли, весь мир вздохнет с облегчением.
Я очень долго боролся с этой болезнью. Я писал репортажи о хороших людях. Я публиковал колонки, в которых разъяснял, что быть плохим — это глупо и неприятно. Все бесполезно. Плохие люди почему-то очень хотят быть плохими людьми. Очередную попытку их в этом разубедить они воспринимают либо как проявление непростительной наивности, либо как преступную идеологическую диверсию: может, нам еще флаг России над домом повесить?!
Я уже давно перестал спорить с плохими людьми. Я осознал, что это бесполезно. Им так проще. У них весь мир заточен под собственное недостоинство — личное и национальное. Если убедить их в том, что они хорошие, их мир разрушится.
Потому что плохой человек — какой с него спрос? Никакого. Плохой человек, живущий в отвратительной стране — это чрезвычайно удобно. Ты можешь ходить на нелюбимую работу, ругаться с постылой женой, отворачиваться от детей, слушать «Эхо Москвы», читать сильно умные книжки о том, как все неправильно, не прилагать никаких усилий для того, чтобы изменить хоть что-то к лучшему — и прекрасно себя чувствовать. Потому что страна проклятая, сограждане уроды, с исторической эпохой не повезло, да и сам я в таких условиях душевно искалечен — какие уж тут подвиги?
А если плохой человек вдруг однажды признается себе, что он хороший, если он скажет себе эту горькую правду, то его жизнь превратится в ад. Ему придется что-то делать. Менять работу, открыть свое сердце для семьи, не слушать больше программу «Особое мнение», бегать по утрам, оставить в покое погибающее Отечество и вдруг обнаружить, что не очень-то оно и погибает.
Или... Или признаться себе, что ты все-таки совсем не хороший человек. Только уже по-настоящему признаться. Без вот этого риторического «мы», которое, на самом деле, означает «они».
Представляете, в какой кошмар превратиться жизнь, стоит только привести в порядок свою самооценку. Ну и зачем портить хорошим людям жизнь? Пусть остаются плохими.
########################Хорошие люди
Хорошие люди — это мы с вами. Я не шучу. Если вы работаете в информагентстве, можете прямо сей секунд давать на ленту экстренное сообщение: «В России появились хорошие люди».
Сам я узнал об этом только вчера. Приятель вернулся из Крымска, долго рассказывал о том, сколько вольных добрых самаритян съехалось туда со всей страны, как и чем они помогали жертвам наводнения, а под конец заявил: «Я горжусь своим народом». Вот прямо так и заявил.
Причем не в том смысле — мол, какой у нас хороший народ и какая отвратительная страна. Нет. Приятель возгордился и кубанскими МЧСовцами, и полицейскими, и врачами, и даже — страшно подумать! - некоторыми местными чиновниками. Некоторыми. Но все-таки возгордился.
После этого монолога у меня внутри какая-то приятная гибкость образовалась и окончательно созрело вот это ощущение: да, мы хорошие! И я хороший, и ты хороший, и даже они — тоже хороший. Гораздо лучше, чем мы были в 90-е и даже немножечко получше, чем в 80-е.
Я родился в 1975-м году и все прекрасно помню. Я точно помню, что в моем детстве на улицах было полно пьяных, гораздо больше, чем сейчас. Причем это были не нынешние пьяные — возбужденные, поющие на бульварах песни и хватающие друг друга за интимные места. В советское время пьяные почему-то валялись на земле, спали на лавочках — в крайнем случае, шли домой, как космонавты по луне. И лица у них были хмурые и решительные - как будто они знали какую-то страшную тайну, которую остальным знать не положено.
Я точно помню, что такое сесть в 38-й автобус на станции Фрязево. Или в 20-й возле «Каблучка». Или даже в 14-й возле магазина «Луч». Я до сих пор не могу спокойно идти в толпе, которая куда-то пробирается. Организм требует, чтобы я пихался локтями и лез вперед. Потому что так в советское время делали все: иначе в час-пик в автобус не сядешь. А следующий — минут через 20-30.
Еще я очень хорошо помню, что такое гремучий яд очередей. Как и любому советскому ребенку, мне приходилось в них очень много стоять. За яйцами, за колбасой, за зеленым горошком, за птичьим молоком, за туалетной бумагой, за морским окунем. Самые длинные и ужасные очереди, которые я помню, были за квасом (жара!), новогодними елками (дубак!) и за льготными продуктовыми наборами для чернобыльцев. Дело в том, что когда началась перестройка и стоять стало совсем не за чем, чернобыльцам в нашем городе еще кое-что давали. Но зачем-то их сгоняли в один магазин там начиналась страшная давка и, судя по словам и поступкам окружающих, вокруг меня было огромное количество плохих людей.
С тех пор мой организм надолго утратил иммунитет к халяве. Только сейчас я научился спокойно отказываться от предложенных ненужных вещей и перестал грести все подряд в турецких отелях all included.
Все-таки как ни крути, а наши последние 20 лет — это процесс мучительного самоочищения. Вы можете мне сейчас насобирать гигабайты современных пороков, но я вам отвечу коротко и ясно: хороший человек — не тот, кто прям совсем хороший, а тот, кто сознательно и устойчиво изменяется к лучшему. Слышите в воздухе что-то такое шуршит? Да, это оно самое. Это мы — становимся лучше.
Мы избавились от многих отвратительных качеств. Мы почти перестали харкать на землю (еще бы научиться не швыряться бычками), мы медленно, но верно избавляемся от комплекса регионального провинциализма и чувства национальной неполноценности, мы спокойно пересаживаемся с лексусов на метро, мы больше не повторяем глупости о том, что России нужна железная рука и не стесняемся говорить слово «русский», мы потихоньку учимся пропускать вперед соседа по пробке и даже гордимся этим, мы очищаем территории от мусора не только во время добровольно-принудительных субботников, но и по собственной инициативе, у нас появились обеспеченные старушки с немецкоподобными лицами, и даже мой велосипед украли лишь после того, как я два месяца каждый день пристегивал его возле метро на тоненький тросик. Уверен, что в Амстердаме украли бы гораздо быстрее.
Ну, а самое главное — вот напиши я эту колонку еще лет 6-7 назад, мне бы редактор сказал: ты что — совсем с дуба рухнул?! А теперь ничего — поставил и даже не возражал ни секунды.
no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 15:13 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 15:34 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 15:50 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 15:35 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 15:51 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 15:56 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 16:00 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 16:16 (UTC)no subject
Date: Thursday, 2 August 2012 16:37 (UTC)О плохих и хороших людях
Date: Thursday, 2 August 2012 17:19 (UTC)Комплекс неполноценности "+7"
Date: Friday, 3 August 2012 04:03 (UTC)