mamlas: (Default)
[personal profile] mamlas

Не пугайтесь - ничего страшного здесь не будет. Я для красного словца придумал рубрику «Русская тьма». На самом деле здесь я собираю свои путевые очерки.

Чего скромничать - странствовал по Руси я изрядно, и накопилось в моем архиве достаточно прелюбопытного материала. Хотел вот, поделиться...

Фото и текст © Геннадия Михеева

«Берегиня» против «Чикаго»

Завершающий репортаж из серии «Лесная боль»

Вне времени Костромская область

-...Бывают и “плохие парни”. Ну, ничем их не увлечь - за одно дело начинаются, а скоро бросают, говорят: “Надоело...” Но иногда такое выдадут! Спросишь: “Сережа, с чего начинается Родина?” А он: “С бабушкиного крылечка, с березок у него...”


А крылечко-то у бабушки полуразвалившееся, березки в болотине стоят. Но мальчик абсолютно искренне это говорит, из сердца слова льются. Он трудный ребенок, но мне с такими хулиганами, с безотцовщиной, интереснее, чем с тихонями...


2.

С одной стороны Зебляки - не самый худший из леспромхозовских поселков. Путь здешний леспромхоз проходил через банкротство, но теперь-то он работает, в отличие от большинства других в округе. И даже зарплаты в нем платят. А с другой стороны Зебляки получили прозвище “маленький Чикаго”. Много краж и много убийств. Бабушку одну недавно спихнули в колодец. А перед тем надругались над ней... Дом сгорел, а в нем два мертвых тела. Парня на железной дороге нашли с перерезанной головой, и все знают, что накануне он ругался с цыганами (живут в Зебляках эти цыгане и поселок в страхе держат). Оформили впрочем как несчастный случай.


3.

Вообще-то поселок чистенький, даже главная улица в нем асфальтированная. Но, когда Вера Васильевна водила меня по Землякам и показывала немногочисленные достопримечательности, проезжавший мимо автомобиль так окатил нас водой из лужи да так обильно, что стыдно стало даже мне, чужому. Вера Васильевна, покраснев, стала оправдываться: “Он завтра протрезвеет и извиняться придет...” Неважное какое-то оправдание хамства.


4.

Вообще любой леспромхозовский поселок оставляет ощущение временности и какой-то надорванности. Зебляки немного другие - это основательный поселок. И станционное здание тоже основательное. Построили правда его недавно, а вообще Веру Васильевну привезли сюда в 4-летнем возрасте, из Вологодской области. Тогда здесь был всего лишь разъезд №58 и отец нанялся на железную дорогу рабочим. Он был контужен на войне и скоро умер. Мама Евдокия Степановна поднимала детей в одиночку. И росла Вера Топоркова (ее девичья фамилия) вместе с поселком. Считай, они ровесники.


5.

Так случилось, что с собственной семьей Вере не слишком везло. Первый ее муж утонул, Второй уехал в Северодвинск. А третий вообще неизвестно где. И у Веры Васильевны даже нет времени узнать, где он, так как она сейчас вся в “Берегине”. Ее с недавних пор в поселке и называть стали Берегиней. Без иронии, а с уважением. Кстати от трех браков у Веры Ивановны родилось два сына - Антон и Альберт. Первый - военный, служит на Крайнем Севере. Второй - милиционер, служит на Крайнем Западе, в Калининградской области. У Веры Васильевны есть все основания гордиться сыновьями.


6.

С молодости она работала в здешнем детском садике. А, когда в поселке тогда еще могущественный леспромхоз построил новый Дом культуры, директор предприятия (тогда в Зебляках все принадлежало леспромхозу) приказал: “Будешь руководить!” Вера Васильевна любит детей, она всегда их любила, но тогда не положено было говорить “нет”. После работала она заместителем директора местного ПТУ, а когда стали нелады с сердцем (из-за нервной работы и личного горя), ушла в библиотекари. Думала, нашла спокойную жизнь, но душа не давала успокоиться: основала Вера Васильевна при библиотеке “Клуб семейного чтения”, а так же стала собирать экспонаты для музея.


7.

И вылилось все это в конце концов в “Берегиню”. Даже трудно сказать, что это за учреждение. Это одновременно и клуб для взрослых, и детский творческий центр, и музей, и выставочный зал, и дом ремесел. Районный отдел образования содержит в “Берегине” кружки, а культура оплачивает работу директора, методиста, сторожа и уборщицы.


8.

Главной Берегиней, как активной и неравнодушной, с самого начала предложили стать Вере Васильевне. Первое, что потребовала Шорохова, - чтобы в “Берегине” обязательно имелась... молельная комната. Поселок-то строился при советской власти и никто не думал ни о церкви, ни о Боге. А молиться жителям Зебляков где-то надо. И дети должны приобщаться к нашей православной вере. Районное начальство было не против, но комнату для молитв должны были благоустроить местные жители. Вера Васильевна сама съездила в Кострому и выпросила у архиепископа Александра благословение на организацию молельной комнаты. И батюшку в епархии назначили, который окормляет зебляковцев, отца Серафима. Его приход далеко от Зебляков, но он бывает в поселке часто:


9.

- Величайший души человек! - утверждает Вера Васильевна. - После службы всегда беседует, на все вопросы отвечает. Допоздна задерживается. Продукты нам привозит, материалы для поделок. Однажды привез нам мешок гречки, так мы целый год кашу из нее варили! А у нас дети-то разные, есть и те, чьи родители “пальцы веером держат”, а есть из бедных семей. Вот Андрюшка наш: приходит и сразу: “Вера Васильевна, а мы сегодня кашу будем варить?” - “Дак, воскресенье, не варим же...” - “А-а-а... ну я пошел...” - “Постой, Андрюшка. А ты завтракал ли?” - “Не. Мама на работу ушла, а вчера они с папкой пьяные были. Дрались...” И варим мы кашу... А другие дети с шоколадками, с газировкой. И рождается между детишками зависть, которая может перерасти в ненависть...


10.

- Так ведь леспромхоз работает! Что ж, безработных много?

- Вот я и думаю: если есть голова на плечах - то и заработаешь. Если из леспромхоза выгнали (а пьяниц оттуда погнали), иди к старушкам дрова колоть, огороды копать. Вообще не понимаю мужчин нынешних...

- Просто вы - сильный человек.

- Станешь тут. Сыновей своих одна поднимала. И горе недавно у нас случилось: старший внук Андрей погиб в Чечне. После того как узнала об Андрюшке своем, сердце у меня прихватило...


11.

...“Берегиня” по убеждению Веры Васильевны нужна прежде всего для того, чтобы уберечь детей от влияния улицы. Пусть Зебляки - не самый брошенный поселок, но все пороки современного общества пустили здесь свои корни:


12.

- Допустим у нас есть список трудных детей, неблагополучных семей. Он называется “Список СОС”. Ко мне ходит таких детей пять человек. Да, их трудно увлечь, но это не значит, что надо их бросить. Похвастать нам особенно нечем, но один из таких мальчиков артистом стал; мы по ветеранам ходим - прямо домой - и концерты даем. Они называются “Согреет сердце ласковое слово”. Мы всегда стараемся, чтобы ветераны и дети встречались. У нас и хор ветеранов есть, пожилые женщины собирают песни старинные, записывают. А дети их разучивают, исполняют. Всем возрастам в “Берегине” есть место, но самое главное - дети. Дети...


13.

С детьми занимаются мастера: Ирина Дылян - лозоплетением, Марина Хомова - берестой и плетением на коклюшках, Ольга Ильина - шитьем, Вячеслав Георгиевич Романов - резьбой по дереву. Здесь никакой материал не выбрасывают, все идет на изготовление поделок - от пластмассовых бутылок до консервных банок и пробок.


14.

С детьми в “Берегине” готовы заниматься всем, чем угодно. Лишь бы ребята научились по-настоящему любить свой поселок, свою область свою страну. Научится ли страна любить своих детей?
 Геннадий Михеев
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Thursday, 29 May 2025 17:34
Powered by Dreamwidth Studios