mamlas: (Я витрина)
[personal profile] mamlas
Важную новость прочитал сейчас у комрада [livejournal.com profile] ja_va:

Йельский университет и Российский Государственный Архив Социально-Политической Истории открывают цифровой доступ к личным документам Сталина:

http://www.stalindigitalarchive.com/frontend/

Доступ будет открыт по подписке.

Впечатление от неё, честно говоря, двоякое, даже многоякое.

Здесь и положительные эмоции по поводу того, что можно будет почитать теперь что-то, что смогли (или дозволили) оцифровать.

Здесь и настороженность от того, что наполнение этого электронного ресурса производится сотрудниками не самого дружественного в российско-американских историко-политических отношениях института.


Здесь и обида, что сделали первые шаги к визуализации такого большого дела «у них», а не «у нас».

Здесь и непонимание, почему эти архивные, а значит, наверняка секретные, документы выходят в свет на Западе, а не в России, которой Правда нужнее в первую очередь. Есть ли здесь коммерческий интерес со стороны российских архивистов и политиков, в чьих руках эти важные знания находятся? Да к тому же ещё и непонятно, бесплатно это будет для остального мира, вне Йеля. Не ограничится ли доступ для тех же россиян ...

Но какие бы мысли не обуревали, событие значимое, учитывая даже моё подозрение к возможной предвзятости американской стороны в плане публикации всех документов, а не только конъюнктурно выгодных на текущий политический момент в мире.
*******
Для того, чтобы иметь представление о проекте, я даю два интервью, рассказывающих о нём.

Архив Сталина оцифруют и поместят в онлайн
Йельская платформа для советской истории

Документы из личного архива Сталина уже в ближайшее время могут стать доступны рядовому посетителю библиотек, причем не только российских, но и американских. Более двух лет американское издательство Yale University Press и Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) занимаются оцифровыванием тысяч документов, писем и книг, которые прошли через руки Сталина. С американской стороны координатором проекта является Вадим Стакло, работающий редактором в Yale University Press.


Вадим Стакло и Арч Гетти

Вадим Стакло закончил МГУ им. М.В. Ломоносова в 1988 году по специальности «история». В 1995 году закончил магистратуру и позже докторантуру в Питтсбургском университете по латиноамериканской и советской истории. С 1997 года работает редактором в издательстве Йельского университета, координируя выпуск многих книг, в том числе серий «Анналы коммунизма» и «Прошлое и настоящее Евразии». С Вадимом Стакло побеседовал корреспондент «Голоса Америки» Олег Сулькин.

Олег Сулькин: Как возникла идея совместного проекта?

Вадим Стакло: Проект не возник на пустом месте. Он, можно сказать, вырос из нашей исследовательской и публикаторской деятельности и уходит корнями в серию «Анналы коммунизма», которую Йельский университет начал в 90-х годах. Основатель серии Джонатан Брент увидел возможность работать в открывшихся российских архивах, Джордж Сорос дал деньги на начало, и очень скоро проект был запущен. Его первым результатом стало документальное исследование 1995 года «Секретный мир американского коммунизма». Ранее неизвестные документы из архива КПСС наглядно подтвердили, что Компартия США субсидировалась Советским Союзом и поддерживала связь с советской разведкой. Книга впервые документально подтвердила то, о чем многие знали или догадывались, и пользовалась большим успехом.

О.С.: Чем обусловлено участие американского издательства в сталинском проекте?

В.С.: В начале 2000-х годов сталинские документы начали рассекречиваться и переводиться в открытый доступ в государственном архиве. У издательства Йельского университета уже был опыт сотрудничества с российскими учеными и архивистами по другим проектам, так что идея совместной работы по оцифровке архива была вполне естественной. Издательство получило грант от фонда Меллона на собственно оцифровку и на создание электронной платформы. Работа заняла несколько лет, и в ноябре прошлого года мы публично представили прототип платформы с пробной подборкой архивных материалов. На сегодняшний день сканирование документов почти закончено. В самое ближайшее время мы надеемся официально запустить архивный сайт.

О.С.: О каких объемах документов можно говорить?

В.С.: В архиве Сталина примерно 40 тысяч документов и других единиц хранения. Многие из них представляют собой телеграммы, в частности, поздравительные – с 70-летним юбилеем, и соболезнующие – в связи с его болезнью и смертью. Мы решили их не сканировать, равно как и подарки Сталину. Для оцифровки отобраны документы, которые он писал, читал, которые прошли через руки его и секретарей, фактически все, на чем он оставил свои резолюции и пометки. Мы также сканируем все книги в его библиотеке, на полях которых он оставил свои пометки. Это больше 300 томов. Всего будет оцифровано примерно 28 тысяч документов, или 400 тысяч страниц. Мы также хотели бы оцифровать коллекцию географических карт, находившихся в пользовании Сталина, но пока это не сделано – для сканирования карт требуются специальная методология и оборудование.

О.С.: Какие ранее неизвестные сталинские материалы попали в ваше поле зрения?

В.С.: В коротком обзоре объять все невозможно. Назову главные блоки, представляющие наибольший интерес. Отношения с Германией и другими державами накануне Второй мировой войны. Переписка с руководством НКВД в годы Большого террора. Послевоенные директивы Сталина и Политбюро по поводу восстановления экономики и нового мирового порядка. Отношения с западными интеллектуалами и политическими лидерами. Личные оценки Сталиным Ленина, Троцкого, Бухарина и других советских руководителей. Его переписка военного времени с президентом США Франклином Рузвельтом. И многое другое.

О.С.: Можете привести примеры его комментариев на полях книг?

В.С.: Его реплики касались широкого спектра вопросов. Скажем, читая своего злейшего идеологического оппонента Карла Каутского, Сталин эмоционально клеймил автора: «Предатель!» Использовал он и другие эпитеты. В то же время многие его пометки носят вдумчивый и детальный характер, обнаруживавший ясное понимание марксистской теории. Считается, что Сталин был жестоким и вспыльчивым параноиком. Наверное, это так. Но глупым он не был, это тоже факт. Он уверенно ориентировался в прикладных аспектах искусства и понимал, насколько оно важно для задач пропаганды. Читал каждую значительную пьесу и сценарий. Писал письма драматургам и режиссерам. Лично координировал и редактировал «Краткий курс истории ВКП (б)». Существует несколько черновиков «Краткого курса», буквально исчерканных вождем. Он очень четко знал, чего добивался, максимально упрощая текст и придавая ему доходчивость.

О.С.: Вы привлекли к работе экспертов по советской истории?

В.С.: Конечно. Мало просто оцифровать архивные документы. Мы пригласили ведущих специалистов по конкретным вопросам истории Советского Союза для курирования крупных проблемных узлов. Так, Арч Гетти из Калифорнийского университета поможет организовать материалы по репрессиям, Тимоти Нафтали – по начальному этапу Холодной войны, Билл Чейз – по международному коммунистическому движению и Коминтерну, и так далее. Эксперты помогут выбрать наиболее важные документы, напишут введение и аннотации к каждой группе документов и помогут отобрать документы для расшифровки и перевода на английский язык. Это в перспективе сделает архивные материалы более доступными и облегчит работу с ними студентов, неспециалистов и просто интересующихся вопросами истории.

О.С.: Кто получит доступ к оцифрованному архиву Сталина?

В.С.: В перспективе любой интересующийся. Мы создаем модель, которая должна быть простой и удобной для пользователей. По нашему плану, доступ через Йельскую платформу можно будет получить по подписке. Российская сторона сохраняет за собой право на доступ и распространение этих материалов на территории РФ и, скорее всего, доступ там будет открытым. Мы рассчитываем на интерес со стороны исследовательских центров, библиотек и университетов, а также средних школ и индивидуальных подписчиков.
© VOA, Июль 2012 года
•••••••
© Наташа Храмцовская

Важные документы по истории нашей страны скоро станут доступны в электронном виде - за деньги и на американском сайте
Данная статья, написанная Шарон Ин (Sharon Yin), была опубликована на сайте Йельского университета (США) 17 января 2012 года, под заголовком «Электронный архив Сталина близок к завершению».

По словам директора издательства Йельского университета (Yale University Press) Джона Донатича (John Donatich), издательство, вероятно, к лету этого года сделает «Электронный архив Сталина», содержащий более 28 тысяч документов, связанных с деятельностью руководителя бывшего Советского Союза Иосифа Сталина, доступным на платной основе.

Проект является кульминацией более чем 20-летнего сотрудничества между Йельским университетом и Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ). Дэвид Шифман (David Schiffman), директор издательства Йельского университета по электронным публикациям, сказал, что студенты и преподаватели университета получат бесплатный доступ к архиву, поскольку издательство предоставляет все свои публикации библиотеке Йельского университета (Получат ли бесплатный доступ российские историки и студенты? Подумал ли кто-нибудь об этом при заключении контрактов? – Н.Х.).

«Основной целью является предоставление студентам и ученым доступа к очень важному набору первоисточников, без необходимости ехать в Москву», отметил Донатич. «Этот новый способ ведения исследований стал возможным благодаря быстрому развитию цифровых инструментов, которые не существовали еще 10 лет назад».

Шифман, сравнивая архив с [американскими] президентскими библиотеками, сказал, что он включает личные документы Сталина, письма и частные пометки на полях различных книг, в дополнение к документам, связанным с его деятельностью в сфере государственного управления и иностранных дел.

Хотя дискуссии об изучении и оцифровке бумаг Сталина начались где-то в 2005 году, а официальное соглашение об их оцифровке было подписано в 2009 году, «Электронный архив Сталина» стал результатом гораздо более длительных взаимоотношений, подчеркнул Донатич.

После распада Советского Союза в 1991 году, издательство Йельского университета начало сотрудничать с РГАСПИ при создании «Анналов коммунизма» - серии из 25 томов об истории советского и международного коммунизма. По словам Донатича, когда сталинские документы были рассекречены, РГАСПИ обратился к университету с предложением об их оцифровке.

Согласно пресс-релизу издательства, публикации из серии «Анналы коммунизма» будут включены в «Электронный архив Сталина».

Руководитель библиотеки университета Сьюзен Гиббонс (Susan Gibbons), член Совета управляющих издательства, видевшая несколько демонстраций архива, рассказывает, что электронный архив включает социальные инструменты, позволяющие исследователям взаимодействовать и обсуждать материалы архива. ««Электронный архив Сталина» не является электронным эквивалентом традиционной книге», подчеркивает Гиббонс.

Хотя, по мнению Татьяны Лоркович (Tatjana Lorkovic), куратора славянских и восточно-европейских коллекций библиотеки Йельского университета, «Электронный архив Сталина» не является «полным», она считает, что содержащаяся в нём информация будет «очень полезна» для ищущих первоисточники студентов и преподавателей.

Профессора славянских языков и литературы Джон Маккей (John MacKay) и Владимир Александров (Vladimir Alexandrov) добавили, что покрываемый архивом период советской истории имел далеко идущие последствия для остального мира, что делает архив важным ресурсом для исследователей.

В числе спонсоров проекта были фонд Эндрю Меллона (Andrew W. Mellon Foundation), фонд Смита Ричардсона (Smith Richardson Foundation) и корпорации Карнеги (Carnegie Corporation of New York).
© Шарон Ин (Sharon Yin),
Cайт Yale Daily News, январь 2012 года

Мой комментарий (Наташи Храмцовской - прим. mamlas): Хорошо, что важные для истории нашей страны документы, – пусть и за деньги, которые пойдут в американский карман, – станут доступны отечественным исследователям. А вот за свою страну как-то обидно и стыдно…

Очень плохо

Date: Wednesday, 13 February 2013 19:32 (UTC)
From: [identity profile] eugene771.livejournal.com
что опыт наших политиков мы предоставляем США. Это не позор,--это предательство.

Re: Очень плохо

Date: Wednesday, 13 February 2013 20:26 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Причём официальное соглашение было подписано в 2009-м, не в 90-х, когда Родину продавали по дешёвке. Интересно, сколько заплатили сейчас и какой катынью перед западным обывателем нам может это встать в будущем.

И почему нет равных прав на эту библиотеку?

Date: Wednesday, 13 February 2013 19:33 (UTC)
From: [identity profile] puls.livejournal.com
Судя по составу работников, это будет абсолютно тенденциозный, АНТИСТАЛИНСКИЙ, русофобский и, значит, ЛЖИВЫЙ материал.
Ни для историков, ни для исследователей, ни для простых людей этот "источник" не полезен.
Он будет необходим только "пропагандистам" млечиным-сванидзе, которые будут теперь цитировать "архивы йельского":-))

Date: Wednesday, 13 February 2013 20:28 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Да, чревато очень, что подаваться будет только нужное, а остальное в узком кругу. И ведь потом не докажешь никакими оригинальными бумагами, что вот эта инетная ссылка вырвана из контекста.

Date: Wednesday, 13 February 2013 20:14 (UTC)
From: [identity profile] kavadim.livejournal.com
Дело нужное!

Date: Wednesday, 13 February 2013 20:30 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Дело нужное, но ещё нужнее, чтобы права на весь оцифрованный контент был в равных долях и у нас тоже появилась бы равнозначная копия.

Date: Wednesday, 13 February 2013 20:14 (UTC)
From: [identity profile] landeshe.livejournal.com
Сразу же насторожило:Сорос ддал денег...Дальше можно было не читать.((

Date: Wednesday, 13 February 2013 20:31 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
С другой стороны, сколько бы документы ещё пылились и когда бы мы о них узнали, если бы не жадность (или бедность) наших хранителей ))

Date: Wednesday, 13 February 2013 21:24 (UTC)
From: [identity profile] anaver1961.livejournal.com
Согласен. Кольк уж Сорос денег дал, значіт "сор весь этот хлам". Наш Лукаш неспроста его турнул із Беларусі. очень давно кстаті, Это ему, Лукашенко, зачтется істоітей в большой плюс.

Сталин в цифре

Date: Wednesday, 13 February 2013 21:01 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] kotoff_vasiliy сослался на вашу запись в записи «Сталин в цифре (http://kotoff-vasiliy.livejournal.com/411199.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сталин в цифре [...]

Сталин в цифре

Date: Wednesday, 13 February 2013 21:01 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] kotoff_vasiliy сослался на вашу запись в записи «Сталин в цифре (http://kotoff-vasiliy.livejournal.com/410977.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сталин в цифре [...]

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Thursday, 22 May 2025 23:17
Powered by Dreamwidth Studios