mamlas: (Default)
[personal profile] mamlas

В 20 километрах от Риги находится город Саласпилс, один из древнейших в Латвии. Здесь во время войны располагался концлагерь, в котором фашисты для нужд немецкой армии выкачивали из пленных детей кровь.

Прошло 70 лет. Историю переписали. Кто-то продолжает настаивать на десятках тысяч погибших, кто-то приводит книги, где Саласпилс якобы назвали всего лишь "трудовым лагерем, в котором погибло 2 тысячи человек". Кто-то из псевдоисториков пошёл дальше и заявлял, что "здесь вообще никто не погиб".

Но оставим политику. Само состояние мемориала и окрестностей вызывает ужас и грусть.

1. Проехать к месту лагеря можно на электричке от Риги. Выходим на платформе Darzini. Здесь нет даже билетной кассы. Вокруг только граффити, грязь и запах мочи

2. Никаких указателей нет. Древний асфальт через 30 шагов превратится в тропинку

3. Минут 10 ходим по лесу, ищем проход. Большинство дорог уже давно не используются - ходить просто некому

4. Но мы пойдём. Иногда проскакивают мысли, что ты в Чернобыльской зоне

5. Это единственный указатель. Да и то скорее всего распечатанный энтузиастами

6. Потом и тропинки превращаются в лужи грязи

7. Понять, что находишься на кладбище, можно только по этой бумажке. Здесь хоронили до Первой мировой, сечас могил нет

8. Руины и заросли. Читатели подсказывают, что это руины русской гарнизонной церкви, разрушенной ещё в Первую мировую

9. И одинокий православный крест

10. Вокруг тишина. Тучи комаров тоже мечтают выкачать из тебя кровь. Подходим к кресту. Неожиданно громко у меня вырывается: "Ни одна бл*дина не сможет очернивать вас!"

11. На дереве ленточки с флагами разных стран. Нет только латвийского

12. Это в 200 метрах от кладбища. Встречаются даже контрацептивы. Вокруг вообще много мусора. Гадить в лесу, где были массовые расстрелы...Без комментариев. Мешки с мусором встречаются и ближе к Мемориалу

13. Зато немецкое кладбище убрано с немецкой занудностью. Ни одной пылинки. Вот так

14. Никаких указателей нет до сих пор. Слышен только лай какой-то собаки. Вдали видим скульптуры. Значит вход там.
"За этими воротами стонет земля"

15. За этими воротами ремонта не было лет 30 точно. Бетон разваливается. Межа с травой глубокая. Спотыкаюсь и чуть не ломаю ногу

16.

17. "Здесь людей казнили за то, что они были невиновны. Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил родину"

Казнили и правда ударно. Одних евреев погибло здесь 87 тысяч. Также жертвами становились цыгане, поляки, чехи, русские. Пригоняли в Саласпилс также пленных военнослужащих и мирное население с оккупированнх территорий. В основном женщин с детьми.

Очевидцы говорили, что пленные "похожи на ходячие скелеты". Встречалось и людоедство - у трупов съедались печень и ягодицы. Когда не оставалось мёртвого мяса, ели кору и даже грязь. Болезни были обычным явлением.

18.

Официальная латвийская история также не признает в истории концлагеря массовых убийств детей. Она отрицает и то, что в лагере было множество детей.

Однако известность этот лагерь получил именно из-за жестокого содержания детей.Детей в лагере держали отдельно от родителей. Некоторых из них продавали хозяевам хуторов для «трудового использования» — стоимость одного ребенка составляла от 9 до 15 оккупационных марок. Ослабевших детей, на которых не нашлось покупателя, просто расстреливали.

Также, врачи концлагеря использовали детей-заключенных для проведения медицинских опытов, например испытания различных ядов, или для получения донорской крови, направлявшейся затем в госпитали, где лечились офицеры СС. Ежедневно, у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Всего в лагере такой процедуре было подвергнуто 12 тысяч детей, у которых было взято более 3500 литров крови. Мученической смертью погибли не менее 7 тыс. советских детей (всего до 12 тысяч), частью сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.


Вот что говорят бывшие заключённые:

…детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день. Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

19. Начинается ливень. Только он и метроном, отбивающий секунды, нарушают тишину. Дын..кап..дын..кап-кап-кап..дын..кап-кап-кап-кап-кап

20. Жаль я не знал, что сюда везут игрушки

21.

22.

23.

24.

25. Увы, всё зарастает мхом и не реставрируется

26. Хоть розы посадили

27. При входе есть небольшой музей. Хотя это громко сказано. На стене висит несколько фотографий, которые нельзя рассмотреть из-за темноты. Спасибо, что нет хоть дерьма и запаха. А дальше тоннель и выход

28. Слёзы

29. Жаль, псевдоисторики не хотят знать Правду

В октябре 1944 года, чтобы замести следы совершенных здесь преступлений, концлагерь Саласпилс был уничтожен, а его персонал — как немцы, так и латышские полицаи, — эвакуирован.

В память о погибших в 1967 году на территории лагеря был создан мемориальный комплекс. Под траурными плитами собрана земля из 23 подобных лагерей действовавших на территории Латвии в годы оккупации. А теперь сюда пришло Безразличие.

***
Описание лагеря как "воспитательно-трудового" и гибель якобы "всего двух тысяч человек" вызвали бурную реакцию в комменариях.

Лично я такую позицию слышал еще 5 лет назад. Но мнения местных тоже не могу оставить без огласки.

Оно перекликается и с тем, что пишет Википедия:

В 2005 году в Латвии вышло издание «История Латвии: XX век», ставшее одним из основных учебных пособий. Во многих СМИ говорилось, что согласно данному изданию, данный лагерь якобы официально назывался воспитательно-трудовым.

На самом деле там говорится: Лагерь официально назывался Расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь… Одновременно в лагере находилось около 2000 человек. Это были политические заключенные разных категорий: участники движения сопротивления, евреи, дезертиры, прогульщики, цыгане и пр. Саласпилс функционировал как транзитный лагерь. Условия жизни здесь были чудовищными: голод, холод, физические наказания, угроза расстрела.
Там же приведён скан страницы книги.

Где истина, решать каждому. Лично я не верю полностью официальной истории многих постсоветских государств, но и советская пропаганда часто была нечестной с народом.

Я хочу одного - чтобы помнили о прошлом. И вечная память погибшим!
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: Sunday, 1 July 2012 16:15 (UTC)
From: [identity profile] sergastra.livejournal.com
Кровь стынет....

Date: Sunday, 1 July 2012 16:27 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Да, бывалые люди говорили, что впечатляет энергетически.

Date: Sunday, 1 July 2012 16:29 (UTC)
From: [identity profile] old-skydiver.livejournal.com
Спасибо за взгляд в историю...В 1987 году возложил цветы к подножию этого мемориала..в день своей свадьбы...Жаль, что теперь все вот так....

Date: Sunday, 1 July 2012 16:32 (UTC)
From: [identity profile] sergastra.livejournal.com
В Хатыне тоже...

Саласпилс. Забытый концлагерь

Date: Sunday, 1 July 2012 16:36 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] xan_13 сослался на вашу запись в «Саласпилс. Забытый концлагерь (http://xan-13.livejournal.com/2074918.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Саласпилс. Забытый концлагерь [...]

Date: Sunday, 1 July 2012 16:43 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
По-л-ста!

Но с другой стороны, ещё держится! Авось всё вернётся на круги своя.

Date: Sunday, 1 July 2012 16:46 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Таких мест немало. И вот такие современные враги, которые хотят исказить или похоронить память и правду о жертвах, ещё страшнее и губительней, чем те нацисты, на мой имох.

Date: Sunday, 1 July 2012 16:51 (UTC)
From: [identity profile] sergastra.livejournal.com
У моей Ольги младший сын был склонен к национализму... после того как в Хатыне побывал у него как отрезало... вот оно воспитание историей.

Date: Sunday, 1 July 2012 16:57 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Здоровый национализм - это патриотизм. Нацизм к национализму имеет такое же отношение, как обжорство к трапезе.

Я борюсь с такой подменой понятий. ) Я ж сам националист. Если нет, то зачем мне Родина.

Date: Sunday, 1 July 2012 16:58 (UTC)
From: [identity profile] tartaren76.livejournal.com
Напомнились слова Фрейберге-
"В лагере сидели преступники, цыгане и прочие нарушители закона".
Когда эти слова донесли до Аллы Гербер, она ответила, что "скорее всего Президента Латвии не так поняли".

ЗЫ За пост-спасибо. Смотреть очень трудно, но обязательно надо!

Date: Sunday, 1 July 2012 17:02 (UTC)
From: [identity profile] gilljan.livejournal.com
11 апреля - в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей послы России,Белоруссии,Украины посещают этот мемориал...официальные латвийские власти эту церемонию игнорируют.Мемориал требует ремонта (посол России поднимал этот вопрос),каждый год добровольцы проводят субботник и убирают территорию мемориала.

Date: Sunday, 1 July 2012 17:04 (UTC)
From: [identity profile] sergastra.livejournal.com
неверно выразился, к скинхендству, а мы скорее многонационалисты )))

Date: Sunday, 1 July 2012 17:34 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Скорее наднациональны.

Date: Sunday, 1 July 2012 17:35 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Надо, надо обязательно.

Ну а Фрейберге просто испугалась выражаться до конца.

Date: Sunday, 1 July 2012 17:36 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
И что, дальше поднятия вопроса дело пока не продвинулось?

Date: Sunday, 1 July 2012 17:49 (UTC)
From: [identity profile] gilljan.livejournal.com
Как обычно....латыши явно в этом не заинтересованы,а Россия только и делает,что "поднимает вопросы". Правда эта история длится с 2005 года http://www.lenta-itar-tass.ru/10000/10792.php обратите внимание на имя,фамилию корреспондента-это нынешний мэр Риги.

Date: Sunday, 1 July 2012 17:58 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Понятно. Спасибо! Жаль.

Скажите, а вот эти Нил Ушаков и ПЧЕЛ действительно борются за права "неграждан" или просто пиарятся на "русской теме"?

Date: Sunday, 1 July 2012 18:04 (UTC)

Date: Sunday, 1 July 2012 18:05 (UTC)
From: [identity profile] gilljan.livejournal.com
Ушаков начинал свою карьеру в ЗАПЧЕЛ,затем (не только он)перебежал в объединение "Центр Согласия" ...ЗАПЧЕЛ это партия которая реально борется за права "неграждан" и вообще русскоязычных,"Согласие"больше соглашается,чем борется...там очень умеренные политики.

Date: Sunday, 1 July 2012 18:09 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Значит мои подозрения по поводу беспринципности Ушакова немного имеют место быть (

Date: Sunday, 1 July 2012 18:17 (UTC)
From: [identity profile] gilljan.livejournal.com
Конечно...но допустим его поступок (он проголосовал на референдуме о русском языке, за русский и призвал проголосовать граждан )говорит о его принципиальной позиции - в этом плане,так-что не все (у него) потеряно.

Date: Sunday, 1 July 2012 18:25 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Дай Бог, конечно! Ведь всё же надежды на успешное решение русского вопроса больше, чем на обратное.

Date: Sunday, 1 July 2012 18:31 (UTC)
From: [identity profile] gilljan.livejournal.com
Не все так просто...на Ушакова ополчились нацики,вообще националисты завоевывают популярность..надежде уже 20 лет-как!

Date: Sunday, 1 July 2012 18:37 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
А пока русские в России находятся в роли побиваемых, русским вне её лучше не будет. Так что ... не раньше.

Хотя, иногда снится чудо, что именно русские извне России и дадут толчок к восстановлению порядка.

Date: Sunday, 1 July 2012 18:47 (UTC)
From: [identity profile] gilljan.livejournal.com
Совершенно верно...чудо оно на то и есть-чудо,но верить хочется.
Edited Date: Sunday, 1 July 2012 18:48 (UTC)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Friday, 1 May 2026 04:00
Powered by Dreamwidth Studios