mamlas: (Default)
[personal profile] mamlas
Максим Кантор,
© художник, писатель, публицист

Люди второго сорта

Есть элита, а есть просто народ, то есть, обыкновенные простые люди. Сегодня таковых принято именовать «чернь» и «быдло», а недавно обозреватель Новой газеты поставил вопрос о «качестве народа» - наболело у прогрессивного человека.

Просвещенной части общества оскорбительно наблюдать своих соседей, существ второго сорта.

Чернь не умеет выигрывать залоговые аукционы, быдло не занимает постов, анчоусы не умеют писать протестные частушки. Вообще говоря, эти свершения не требуют больших умственных усилий, но быдло и того не может. И неудивительно, что обозреватели и журналисты ставят вопрос о качестве народа.

Конечно, иной моралист кривится, когда оскорбляют плебеев: мол, негоже так с людьми – надо гуманнее, как Толстой учил. Но, во-первых, возможно Толстой был не прав в своем попустительском отношении к массам, а во-вторых, так уж повелось во все времена: есть передовой отряд общества, а есть обоз. Некогда Шекспир в драме «Кориолан» сравнил общество с человеческим организмом: в теле присутствует голова, руки, живот, задница. И зачем же уравнивать в правах голову, которая принимает решения, и живот, который просто переваривает пищу. Так что, если элита общества называет вещи своими именами – то имеет на это основания. Элита идет размашистым шагом к прогрессу, а чернь копошится в своем темном углу. Голова думает и решает, а задница сидит на горшке.

Во все века существовало деление на рабов и господ, на илотов и спартанцев, на крепостных и дворян. Что же удивительного, что есть демос и демократы – или, пользуясь выражением Орвелла, среди равных имеются те люди, которые равнее прочих – у этих элитных людей привилегий больше.

Любопытно, в чем выражаются конкретно привилегии элиты.

Например, спартанцы не считали илотов за людей и всячески унижали. И у спартанцев были определенные основания считать свободных людей выше рабов. Основания вот какие – спартанцы отдавали жизнь за свое государство, они были «стенами города» по выражению Агесилая. В этом и заключались привилегии спартанцев – по зову трубы встать на защиту Отечества.

Или, скажем, дворяне считали крепостных мужиков существами не равными себе. На это имелось то основание, что дворянское сознание формировалось понятием чести, за каковую честь дворяне умирали и сражались.

Даже ненавидимые сегодня коммунисты, пользовались той привилегией по отношению к бесправному населению, что их первыми расстреливали враги. То есть, они, конечно, были демагоги и палачи – но в атаку подниматься обязаны были первыми.

И если для илота незазорно было спрятаться, для крепостного – соврать, а для мужика не пойти на фронт, то для спартанца, рыцаря, идальго или коммуниста нарушение кодекса невозможно. Собственно говоря, элита – есть та страта общества, которая отвечает за мораль.

Чернь и быдло – это просто обозначение тех, кто не отдает себя и свою жизнь служению отечеству, это наименование тех, кто лишен сознания долга перед отечеством, не отвечает ни за что. Только и всего.

Иными словами, за право назвать народ – «чернью» во все времена с нобилей взимается строгая плата – за эту привилегию платят жизнью и кровью.

Новейшее время предложило иную трактовку элитарного класса: сегодняшняя элита хочет привилегий, а вот рисковать за них здоровьем и благополучием не хочет. Элитарность нынче – это возможность отгородится от тех, кому ты когда-то был должен. Никакого долга сегодняшняя элита не имеет в принципе.

Более того, принцип формирования новой элиты заключается в том, что в первую очередь устраняются понятия «долг» и «честь». Какая может быть честь у банкира или журналиста? А уж что касается понятия «долг», то долг многажды реструктурировали, – особенно пресловутый долг перед Отечеством – и, в конце концов, долг списали. Не должны мы ничего Отечеству, это оно нам должно. Заподозрить элиту в желании пожертвовать собой ради такой невнятицы как благо Родины – невозможно.

Элита сегодня это те, кто никаких долгов перед обществом не имеют.

В этом пункте и заключается противоречие современного организма общества. Да, голова действительно имеет преимущества перед животом – голова расположена выше, и ей оказывают почет, но у головы имеются обязанности и риски. Если голова не будет отвечать за весь организм и станет такой же лентяйкой, как задница, то она утратит право на привилегии.

Вероятно, следует допустить, что существуют элитные сорта задниц – такие задницы, которые можно приравнять в голове по степени важности и влиятельности в организме, но это утверждение все же спорно.

И уж вовсе сомнительно считать, что уклоняясь от обязанностей по отношению ко всему организму, можно сохранить право оценивать этот организм.

Для тех, кто Антона Павловича Чехова читал невнимательно: выдавливать по капле раба надо из себя, а совсем не из соседа. Еще раз повторю, на всякий случай: каждый день надо раба выдавливать из себя, а не из народа.

Иногда, под влиянием пылких демократических чувств, – прогрессивные деятели принимаются выдавливать раба из других людей, а именно, из тех, кто стоит ниже по социальной лестнице. Как правило, раба не выдавливают из Прохорова и не из Абрамовича, поскольку последствия такого давления легко предсказать. Возможно, некоторое количество «раба» содержится и в них, но решили не давить. А вот из сторожа крольчатника очень удобно выдавливать раба и варвара, сторож крольчатника сопротивляться не будет.

И давят активно. Потому что знают: простые люди и это перетерпят, им не впервой, а когда потребуется, анчоусы защитят новую элиту от любой напасти – если война или еще какая беда. Это ведь такие дикари – им скажут: иди Родину защищать, они и попрутся, твари бессловесные.

Элитные сорта задниц

Date: Tuesday, 9 October 2012 23:05 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] vas_pop сослался на вашу запись в записи «Элитные сорта задниц (http://vas-pop.livejournal.com/740235.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Элитные сорта задниц [...]

Date: Wednesday, 10 October 2012 00:52 (UTC)
From: [identity profile] genya-ja.livejournal.com
Как верно подмечено!!!))
Кровь за собственную веру - ...но не свою, а быдла! - это стало свойством интеллигенции.
Но собственную быдливость в себе никто не видит, а особенно те, кто поделил всех по этому признаку!
В словах "интеллигенция поддержала" так и видится, что у нас интеллигентов всего 5 тыс человек. По по-моему - рассуждать о собственной интеллигентности уже давно не интеллигентно! Скорее это признак замещения собственной личностной неполноценности))

Date: Wednesday, 10 October 2012 01:06 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Да просто не нужно идти у них на поводу и называть их, вторя, интеллигенцией. )) Да и элитой, пожалуй, тоже.

Для них есть прекрасный слова - нувориши, набобы, образованцы, калифы на час и прочее ленинско-хрущёвско-лихачёвское.

А у себя в ролевых играх пусть оне называют себя хоть как. А нам на ник как интеллигентов отзываться не стоит, щетаю. ))

Date: Wednesday, 10 October 2012 01:18 (UTC)
From: [identity profile] genya-ja.livejournal.com
Ну да, вероятнее Вы правы!
Если, допустим, я слесарь - и, вдруг, кто-то скажет, что "мы слесари" считаем что зубило эффективнее, когда оно деревянное, то,,, скорее они НЕ слесари, а я, как был слесарем, так и останусь.
Но бремя доказательства лежит на ком? Знамя "слесаря" захвачено! Неуютно чувствовать себя слесарем с деревянным зубилом! А доказывать - нет душевного желания...)))
Как-то хочется, чтобы они САМИ поняли)))

Date: Wednesday, 10 October 2012 01:35 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Не надейтесь! Никогда не понимали и не поймут. Только кнут им мил. Они ж понимают всё и скучают по временам, когда оне были не распущенными людьми.

Date: Wednesday, 10 October 2012 01:43 (UTC)
From: [identity profile] genya-ja.livejournal.com
Ну да! Ассоциировать себя с декабристами - куда приятнее! Только рады до самой задницы, что дуэли теперь не в моде..!
Представил себе - Быков или Акунин на дуэли... Там даже Пьером Безуховым не пахнет))))

Date: Wednesday, 10 October 2012 02:48 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Это СМИ их погубило и выродило. Не успевает объём их таланта за динамикой жизни. Долдонят одну пластинку - Пора!!!

Date: Wednesday, 10 October 2012 05:37 (UTC)
From: [identity profile] ogolovok.livejournal.com
Да, СМИ виновно в обмельчании понятий чести. Ну какая Ксюша Собчак "светская львица"? В настоящей России светская львица - минимум жена статского советника, мать семейства. Какие львицы - таков и свет!
Edited Date: Wednesday, 10 October 2012 05:37 (UTC)

Date: Wednesday, 10 October 2012 12:18 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Вот Голуб жаль. Позитивный был человек.

А Ксюша и ведёт себя, как животное, и ассоциации у них такие.

Date: Wednesday, 10 October 2012 17:55 (UTC)
From: [identity profile] genya-ja.livejournal.com
Точно!!!
+++

Date: Wednesday, 10 October 2012 09:55 (UTC)
From: [identity profile] midobr.livejournal.com
Вы ошибаетесь (в комментах)по поводу определения элиты. Элитачинцы у спартанцев и декабристов не была интеллигенцией. В древнем и средневековом мире грамотные люди были обслуживающим персоналом высшего сословия (т.е. рабами), просто в России 19 века дворяне стали более образованными и стали почти на равных общаться с недодворянами, а разночинцы посчитали себя вообще равными дворянам. Что и привело ко многим проблемам на Руси. Капиталистическая мораль не смогла сформироваться, отсюда и следствие - нынешняя элита и "элитка" до сих пор конфликтуют, но на Отечество им наплевать абсолютно одинаково.

Date: Wednesday, 10 October 2012 09:57 (UTC)
From: [identity profile] midobr.livejournal.com
Я хотел сказать, что автор поста не имел ввиду конкретно белоленточников, а под элитой рассматривает всех кто имеет какое-то влияние на происходящее в стране.

Date: Wednesday, 10 October 2012 12:27 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Но автор точно основное слово говорит не о спартанцах и декабристах. А я, в частности, в комментариях говорю о самозванцах.

Элитой будет тот, кто услышит требования большинства. А влиятельных, к чьему слову прилушиваются, в стране мало, щетаю. Сейчас влиять можно и без элиты - достаточно СМИ и бизнес-шоу. Но ясно же, что рейтинги - вещь объективная и определяются запросом, а не тем, что придёт в голову продюсерам.

Потому и говорю, что элитой будут те, кто услышит и удовлетворит (сделает вид) запросы большинства. А без большинства оне так и будут самозванцами.

Date: Wednesday, 10 October 2012 17:00 (UTC)
From: [identity profile] oio11.livejournal.com
Хорошая статья!

Date: Wednesday, 10 October 2012 17:19 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Да, в этот раз Кантор был верен самому себе )) А то у него в последних статьях, по мнению некоторых постоянных читателей (т.е. не только по моему), был какой-то разброд и шатания в сторону сухой академичности и пустой либеральности.

Date: Wednesday, 10 October 2012 17:27 (UTC)
From: [identity profile] oio11.livejournal.com
перестроился?:))

Date: Wednesday, 10 October 2012 18:01 (UTC)
ext_842961: (Default)
From: [identity profile] mamlas.livejournal.com
Скорее, опять настроился на свой лад, а тогда расстроился.

Date: Wednesday, 10 October 2012 18:29 (UTC)
From: [identity profile] oio11.livejournal.com
я с его творчеством:) не знакома, кроме этой статьи, так что все может быть

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Friday, 6 February 2026 17:05
Powered by Dreamwidth Studios