Портреты России: Владимир, Дед Мороз
Tuesday, 1 January 2013 15:46![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Оригинал взят у
mamlas в Портреты России: Владимир, Дед Мороз
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Портреты России: Катя, разнорабочая и другие
«Портреты России» — проект PublicPost
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Сегодня мы живем в аквариуме — видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня — в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее — у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран — и все-таки это именно одна страна и одно общество.
Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей — столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.
Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России — это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней — это и есть та самая Россия.
Владимир, Дед Мороз
Владимир работает Дедом Морозом четверть века. Он готов выступать перед детьми и взрослыми часами, выкручивается из любых ситуаций, не стоит за ценой и сочиняет стихи и загадки, которые уже ушли в народ.

Я очень задорный Дед Мороз. По педагогическим нормам Дед Мороз должен выступать перед детьми 15 минут, но я по два часа не могу остановиться. Я люблю, когда меня любят. Я часто слышу о случаях, как какой-то там Дед Мороз напился и на 10-м адресе стал путать маму со Снегурочкой. Это не про меня.
Про казусы
Казусы — это тоже не в мой огород. Бывают, конечно, случаи. Например, на одной елке я играл сразу две роли: в первой части я был Бармалеем, а во второй — Дедом Морозом. Для наряда Бармалея я даже выпросил у тестя зеленые сапоги. В общем, между первой и второй частью я переодевался впопыхах и забыл надеть валенки. И вот я вышел на сцену: в костюме Деда Мороза и болотных сапогах. Из зала раздался рев: "Бармалей съел Деда Мороза". Или мне как-то зуб вырвали, и я туда жвачку на время вставил. А потом борода попала в рот и там застряла и я не мог говорить. Или я дарю мальчику коробку конфет, а он мне: "У меня диатез". Всякое бывает, но меня невозможно поставить в тупик, я всегда найду, как выкрутиться.
Я могу из двух стульев соорудить телевизор, а из четырех — паровоз. Я даже родителей возвращаю в детство — они у меня всегда заигрываются и уже вместо детей выкрикивают ответы на загадки. Быть Дедом Морозом весело — могу подойти к пожилому человеку и назвать его внучком.
Про альтруизм
Я не стою за ценой. Мне важно, что я кому-то нужен. Те, кому больше всего нужен Дед Мороз, часто не имеют денег. Вот как-то я в школу пришел, а мне говорят: "Дети сдали всю макулатуру, чтобы заплатить за вас". Кто-то меньше чем за 15 тысяч не поедет, а я всегда поеду. Жена ругается: "Долго ботинки стирать будешь?"
Про современных детей и самых благодарных зрителей
Дедом Морозом я стал работать в 1986 году, когда дочка родилась. Изменились ли дети с тех пор? Они кажутся менее наивными, но это лишь налет, его легко убрать. Вот прихожу я на елку, а там дети интернета начитались и говорят: "Ты не Дед Мороз". Ну будто продвинутые такие. А я им — раз, делаю ладошками волшебный снежок, и они уже в меня верят.
Самые благодарные зрители — детдомовцы. Я как-то поехал физруком на новогоднюю смену в пионерлагерь. В мои обязанности входило организовывать спортивные конкурсы, заливать каток и выступить Дедом Морозом. И там у нас один отряд состоял целиком из детдомовцев. Ну так вот, в новогоднюю ночь, когда я был Дедом Морозом, они облепили меня — пятеро взялись за мою правую руку, пятеро — за левую. И так они ходили за мной всю ночь. А потом произошло вот что. На следующий день я заливал каток. Чтобы не намочить часы, положил их в карман телогрейки. Потом пошел в столовую, телогрейку повесил в раздевалке. После обеда я часов в кармане не нашел. У детдомовских есть своя специфика — карманная кража для них — это совершенно нормально. Я тогда сказал их вожатому: "Собери свой отряд и объяви им, что физрук — это и есть Дед Мороз". На следующий день часы ко мне вернулись.
Про жену
Жена, конечно, ревнует. Она видит, как я неожиданно завладеваю вниманием целого зала: детей, их родителей, женщин. И ей обидно. Бывает, я на 30 минут задержусь, а жена встречает с критикой на пороге: "Опять ты хвалился". Но я уже давно понял — отрицание ведет только к раздуванию конфликта, поэтому я отвечаю: "Да, я задержался. Потому что я хороший Дед Мороз".
Про народное признание
Кроме того, что я Дед Мороз, я еще и детский писатель. Написал 40 тысяч стихотворений, 300 детских книжек. Я Владимир Борисов — самый выступающий писатель России. Это я автор "Загадок-обманок", которыми пользуются все Деды Морозы. Недавно был на елке, а там Деды Морозы загадывали мои загадки. Они пошли в народ. Я пошел в народ. Не всегда нужно народное звание, чтобы быть народным. Вот как Высоцкий.
Идеи подарка на 8 марта