mamlas: (Я витрина)
[personal profile] mamlas
О праздности

Скрывать не буду - о русской праздничной культуре говорить нелегко. Русский праздник, ежели возможно в данном случае нивелировать, - действо надрывное, я бы сказал даже, тяжелое. Дело не только в пьянстве - в конце концов, карнавальная культура во всем мире немыслима без опьянения. Проблема более сложная, она сопряжена с "комплексами" русской нации.

Здесь я расскажу исключительно об аутентичных праздниках, имеющих глубочайшие традиции. Почти все они имеют языческие корни. Это важно, ибо люди, считающие себя православными, на самом деле исповедуют религию, которую не знают и считают чуждой. Впрочем, лучше сами ознакомьтесь с материалом и сделайти свои выводы, которые, вероятно, не совпадут с моими.


Фото и текст © Геннадия [livejournal.com profile] genamikheev Михеева

Про забытую родину Водяного
Репортаж с Ярославщины

Тихий, благословенный городок Пошехонье. Можно сказать, символ провинциальной затхлости и консерватизма - и все благодаря вовсе не пошехонцам, а писателю Салтыкову-Щедрину, сочинившему некогда знаменитую “Пошехонскую старину”. Тяжело пошехонцам, ведь из города, будто соки, выкачиваются экономические и людские резервы. Тем не менее, Пошехонье изготовилось совершить прыжок - в будущее. При помощи, между прочим, ветхой старины...


Придумали неожиданный ход: назвать Пошехонье... родиной Водяного. Не случайно. Городок хоть и невелик, но по его кварталам (радиальным - как в Москве или Питере) протекает целых пять рек, через которые перекинуто бесчисленное количество мостов. Среди народа даже сравнение в ходу: “Пошехонье - северная Венеция”. Что по моему убеждению несправедливо - по отношению к Пошехонью. Этот городок в чем-то даже лучше, потому что здесь в наличии имеются вовсе не туристические маршруты с холеными гондольерами, а подлинный аромат русской провинции. Так сказать, само дыхание жизни.


2.

Впрочем, дыхание в последние годы не очень. Впору говорить о предкоматозном состоянии. Ох, как я восторгался пяток лет назад знаменитым пошехонским сыром, который здесь творят замечательные сыровары! Однако теперь сыр здесь не варят, обанкротился завод, растаскивают его по частичкам. Еще лен пошехонский славился, но в нынешний мой приезд и льнозавод стоял — сказали, идет сейчас очередная смена собственника. И леспромхозы в районе развалились, аж узкоколейку - и ту разобрали на металлолом. Мужики - те, кто не желает спиваться - подались в Череповец, на заработки. Две только радости в районе: птицефабрика и рыбозавод. Потому что они работают. Кстати, рыбозавод - единственный на все Рыбинское море. Его директор Владимир Цветков, уроженец одной из самых глухих деревень Пошехонского района, не позволил захватить рыбодобывающее предприятие ни бандитам, ни заезжим варягам. Здешние реки еще богаты щукой, карасем, сомом, налимом и, в особенности, судаком (именно этой рыбой Пошехонье славилось во все времена), а значит будущее - при условии рачительного использования рыбных запасов - за рыбалкой. Рыбаки Пошехонья, пожалуй, более достойны нового для города праздника - “Пробуждения Водяного” - ведь считай целиком во власти стихии, которую сие странное существо представляет. Хозяин, считай, моря! Ну, и пошехонских рек в придачу.


3.

Рыбинское море погубило много хорошего. Даже два города поглотило - Мологу и Весьегонск. Первый полностью канул в небытие, второй кое-как выбрался на высокий берег, отстроился заново. Но все равно Весьегонск уже не тот, а как бы поддельный. А вот Пошехонье Большая Вода не только пощадила, но даже украсила: она наполнила все пять пошехонских рек - Ветху, Пертомку, Согу, Согожу, Шельшу - и придала набережным прелестный вид. Самая большая река района, Согожа, даже стала судоходной. Впрочем, по экономическим причинам судоходства в Пошехонье нет, местная пристань больше десятилетия стоит сиротой.

Среди пошехонского населения ходит слух: некие силы специально обанкротили здешние предприятия, чтобы сделать район экологические чистым. Здесь сильные мира сего скупят земли и создадут “дворянские имения с усадьбами”. Там, на Лазурном побережье Франции у них имения есть, и в Майами есть и вообще везде. Но там, в цивилизованном мире, нельзя вести грязный бизнес, грубо говоря, воровать не дадут. А здесь пока можно, а потому нужно иметь имения в многострадальном своем отечестве. Желательно в экологически чистой местности. У слуха есть подтверждения: земли вдоль Рыбинского моря действительно скупаются. А у города и района иные проблемы — администрация сплошь в долгах. И в канун праздника “Пробуждения Водяного” пополз по городу другой слух: якобы за долги районная власть вынуждена продать... один из пошехонских мостов. А в нагрузку к нему... памятник Ленину, что стоит в центре города. Вот в такой-то атмосфере и праздновали.


4.

И еще один щекотливый момент. Против Водяного выступила православная церковь. Объявила это существо бесовской силой. В самый первый праздник священник даже призывал прихожан не ходить на мероприятие. А кто-то ночью даже расклеил на городских столбах листовки с “антиводяновскими” призывами. На сей раз организаторы решили выбрать такую тактику: с батюшкой не контактировать, спокойно делать свое дело. Когда в разгар действа из церкви под звон колоколов вышли крестным ходом верующие, все содрогнулись... но крестный ход всего лишь обогнул церковь и нырнул в храм снова. Напряжение тем не менее осталось... Впрочем сам праздник перенесли на более позднее время, чтобы он не совпал с христианским постом. Так-то Водяной должен проснуться 16 апреля. Именно в этот день, по преданию, пошехонские реки очищаются ото льда и, по старинным поверьям, происходит все это именно потому, что Водяной встает со своего вечного ложа и простирает руки с Солнцу. Все основано на сугубой науке и построено на серьезных исследованиях.


5.

Ведь как все начиналось: город пребывал (в особенности после закрытия сырозавода) в депрессии. Нужна была новая, революционная идея, чтобы привлечь туристов. На вельможных господ и богатеев рассчитывать не стоит: они пролетают мимо города на крутых джипах к своим усадьбам, они жадны и по сути их мало. Надо, чтобы Пошехонье полюбили истинные работяги, ведь ближайшие к Пошехонью города - исчадия рабочего класса: Рыбинск да Череповец. Их жители в большинстве своем сами родом из глубинки, они должны поминать обаяние провинции. Или взять спонсорство. Многие предприниматели понимают, что город надо поднимать. Идея Водяного для этого вполне подходит; ведь есть же город, объявивший себя родиной Деда Мороза, и село, ставшее вотчиной Бабы Яги. Так вот ни один из очень богатых не дал ни копейки. Помогли деньгами птицефабрика и рыбозавод. И еще один предприниматель средней руки принес пять тысяч рублей. Просто принес - и ушел, попросив не афишировать. Но все это было в прошлом году. Этот год на спонсорство оказался скупее. За год пошехонцы, как это ни прискорбно, стали беднее.

Идея родилась в недрах Пошехонской детской библиотеки. Ее заведующая Людмила Константиновна Белякова - страстная рыбачка, он с детства на реках удит рыбу, еще с той поры, когда воды Рыбинского моря не поглотили значительную часть Пошехонского края (“Пошехоньем” город и край назвались потому, что они находился в долине реки Шехони, по-современному Шексны, левого притока Волги). Да и вообще, жизнь пошехонцев переплетена с различными водными процедурами - от речных переправ до полоскания белья. Конечно, в первую очередь думали о детях. Людмила Константиновна долго мучилась размышлениями о смысле Водяного, точнее соответствия этого персонажа с христианской идеологией. И в конце концов поняла: если следовать идеологии, нужно вымарать из литературы Бабу-Ягу, Лешего, Домового, Банника и прочую нечисть. Две трети библиотеки - и в костер? Нет, как-то неумно.


6.

В сущности, праздник “Пробуждения водяного” - не акт поклонения нечистой силе. Просто очень хотелось, чтобы интересно было детям. И туристам. Туристам почему-то не нужны юрневский камень и голубая глина (есть в районе такие достопримечательности). Им Водяного подавай.

В результате литературных и этнографических изысканий выяснилось следующее. Водяной в народных представлениях Пошехонья - крепенький мужичок средних лет, с бородой и босой. Носит он красную рубаху и соломенную шляпу. В общем не шибко походит на мультгероя, который поет о том, что “никто не водится со мной, живу как поганка, а мне летать охота...” Частенько пошехонского Водяного звали Василием, его легко можно было спутать с обычным мужиком, многие рыбаки, бывало, приглашали его в свою ватагу. Выпить Водяной не отказывается, правда во хмелю непредсказуем. Может и в омут утянуть. А то вдруг свистнет из реки сома, оседлает его - и давай кататься по водной глади как на скутере! Водяному дана власть над русалками, ну и кикиморы ему тоже подвластны.


7.

Водяной - покровитель не только рыбаков, но и мельников (ибо в омутах при водяных мельницах живет) и почему-то пасечников. Все его стараются задабривать и всячески ублажают. Как говорится, лучше не перечить непредсказуемому хозяину вод. Себе же дороже выйдет

На последнем празднике строгий нрав Водяного решили направить во благо правопорядка. Начальник инспекции рыбнадзора собственноручно вручил ему удостоверение сотрудника своего полезного для природы заведения. Теперь мужик в красной рубахе будет законно пугать любящих побраконьерничать. Наказывать Водяной будет не по закону, а согласуясь с понятиями водной стихии. Мало горе-рыбакам не покажется. Паспорт гражданина города Пошехонье Водяному вручили годом раньше.


8.

Двести лет назад пошехонцев подставили. Еще в 1798 году в С.-Петербурге была издана книга: “Анекдоты древних пошехонцев. Соч. Василия Березайского”. В книге содержались анекдоты, якобы собранные в Пошехонье, но на самом деле почерпнутые из других источников: “Пошехонцы - слепороды: в трех соснах заблудились. - За семь верст комара искали, а комар у пошехонца сидел на носу. - На сосну лазили Москву смотреть и т.д.” Книга имела в XIX веке большой успех и неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми порциями анекдотов, как правило, украденных из иностранных книг. Долго тянулся за городом шлейф “пошехонской тупости”: к примеру, в сказке Василия Шукшина “До третьих петухов” Иван дурак, желая “приласкать” глуповатого Змея Горыныча, произносит: “Эх, ты... пошехонь...” Обидно, между прочим.

Но здесь готовы даже из “пошехони темной” выкраивать выгоду. Только за пошехонской стариной” турист вряд ли поедет. Ему, туристу, нужна рыбалка, банька, купание. Ну, и шоу, забавы. Праздник, в общем... Потому-то здесь за Водяного и схватились.

P.S. Проснуться Водяному в Пошехонье не дали. Духовенство воспротивилось язычеству – и праздник таки запретили.
Геннадий Михеев

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Friday, 23 May 2025 02:49
Powered by Dreamwidth Studios