Воспоминания о жизни в конце ХIХ - начале XX веков (Рыбинск, Молога, Гейдельберг, Берлин, Париж, Швейцария, Хабаровск и предчувствие революции)
 Анна Борисовна Матвеева (Ревякина), автор |
...Через десять часов, как и было обещано, с новой буксой поезд покинул станцию Зима и, набирая скорость, спешил к Иркутску, а часа через два после Иркутска перед пассажирами открылся Байкал. Он был хмур, неприветлив и поражал беспредельностью.
Вид, открывавшийся из окна вагона, смущал едущих: поезд шел высоко над берегом — вдруг сорвется вниз? В окнах с другой стороны проносились горы, поросшие лесом, и казалось — открой окно, и можно вдохнуть запах хвои.
Тревожно и величественно.
Как-то незаметно доехали до Читы, а еще через сутки миновали станцию Ерофей Павлович, названную в честь первопроходца Хабарова. И, наконец, еще два дня пути — и Ревякины в Хабаровске.
Приятно было почувствовать себя в привычной обстановке: просторный номер в гостинице, можно сидеть за столом, пол не дрожит и не качается под ногами.
Весь день они отдыхали, ходили по городу, не уходя далеко от гостиницы, а на следующий день Дмитрий Иваныч поехал в Комитет по постройке Восточно-Амурской железной дороги, где его ждали. Были обговорены все условия, упомянуто, что работа связана с командировками в Благовещенск, Никольск Уссурийский, Николаевск-на-Амуре, а также, возможно, в Манчжурию, Китай, и вручены подъемные для обустройства на новом месте.
Вернувшись в гостиницу в приподнятом настроение, он сразу же велел Саше собираться.
— Куда нам нужно собираться, Митя? — поинтересовалась жена.
— Мы поедем с тобой, познакомимся с городом, побываем в магазинах, найдем контору по найму квартир.
— Хорошо, но только после обеда.
Экскурсия по городу затянулась надолго.
— Покажи нам город, любезный, самое интересное, — просил Митя, — магазины, храмы.
— Да ведь зараз не объехать, город-то наш очень большой.
С вокзальной площади поехали они по Большой улице, затем извозчик привез их к городскому саду, и они увидели крутой откос, спускавшийся вниз от садовой решетки, а на краю откоса памятник Муравьеву-Амурскому.
Проехали они мимо городского цирка — очень оригинальное здание.
— А теперь, давай, к Амуру, — попросила Саша.
— Извольте, барыня, покажу вам Амур-батюшку, — развернул экипаж и повез их на рейд, где в Амур впадает Уссури. У пристаней стояли пароходы и пароходики, теснились лодки, необозримой была водная ширь.
— Ну, все, приятель, вези нас домой.
Усталые, но очень довольные, они вернулись домой.
Я совершенно уверена, что поездка по городу была для них необходима и интересна, а места, где они были, я писала со старых открыток, чудом сохранившихся с 1912 года (Издательство Контрагентства А.С. Суворина и Кo).
( Читать дальше ... )